Войти через natalchart.ru
Авторизация и регистрация на сайте осуществляется через удалённый сервис natalchart.ru
Войти через natalchart.ru Авторизация и регистрация на сайте осуществляется через удалённый сервис natalchart.ru

Индийская ведическая астрология

Продолжение.

Начало статьи: Ведическая астрология.

 

Зодиак был импортирован с Запада

Примерно во II веке н. э. астрологи и астрономы из эллинистического Египта принесли свои знания в Индию. Это дало небывалое развитие индийской науке и вывело ее на более высокий уровень. Не то чтобы индийцы выбросили все свои традиционные знания и приняли греческую науку, скорее, они создали сплав древнеиндийского знания с греко-египетским учением. Например, 27 сидерических лунных домов ведической астрономии были объединены с двенадцатью греческими зодиаками таким образом, что начало Овна совпало с началом лунного дома Ашвини (Aśvinī). Помимо зодиака были приняты астрологические дома, достоинства системы и другие методы, играющие важную роль в сегодняшней индийской астрологии.

 

...нужно ли зодиак рассматривать как тропический или же сидерический?
...нужно ли зодиак рассматривать как тропический или же сидерический?

К сожалению, представители индийской астрологии не могут принять эти факты, потому что они хотят видеть ведическую астрологию как оригинальную часть ведической религии, которую они считают идеальной, абсолютной и универсальной с самого начала. Однако то, о чем я говорю, подтверждает Варахамихира (санскр. वराहमिहिर, Varāhamihira), древний индийский специалист в области индуистской астрологии, живший в VI веке н. э., а также 20-ть самых старых астрологических работ на санскрите, которые знают зодиак: Yavanajātaka («карта рождения согласно с грекам»), Sphujidhvaja, учебник по астрологии в стихах, что, по его собственному свидетельству, является санскритским переводом греческого оригинала. Американский исследователь Дэвид Пингри (David Pingree) считает, что этот текст был написан во II веке до н. э. в Александрии и попал в Индию приблизительно в 150 гг. н. э.

 

Как уже было сказано, тексты поздней античности, в которых мы встречаем первое упоминание знаков зодиака, предполагают солнцестояние и равноденствие в начале знаков Овен, Рак, Весы и Козерог. Такое определение зодиака действительно только для тропического зодиака, в то время как ведическая астрология работает с сидерическим зодиаком. Возникает вопрос относительно того, как проблема зодиака и процессий была решена в Индии.

 

Индийская зодиакальная астрология не была первоначально ни просто сидерической, ни просто тропической. Скорее всего, источники демонстрируют противоречивое отношение как Валенса Веттий (Vettius Valens) в том, что они в одно и тоже время представляют сидерическое и тропическое и делают связи между звездами и сезонами. Самый старый текст индийской астрологии — упоминание Yavanajātakam by Sphujidhvaja, где в последней главе устанавливаются кардинальные точки года в начале знаков Овен, Рак, Весы и Козерог и Солнце проходит все знаки зодиака в течение 365.2464 дней, что явно указывает на тропический зодиак. Кроме того, Yavanajātakam преподает тропический алгоритм эфемерид. Однако в первой главе устанавливаются знаки зодиака в лунных домах и таким образом интерпретируются как сидерические.

 

Как это противоречие может быть решено? Разве текст не полностью последователен и различные его части не образуют первоначальное единство? Или, может быть, Sphujidhvaja определяет лунные дома тропически? Или же текст представляет собой сидерическое мировоззрение с тропическими эфемеридами? Наиболее вероятно, что последний ответ правильный. Sphujidhvaja не упоминает уже прецессии, и поэтому мы можем сделать вывод, что он не знает этого явления. Другие древние работы греческой эпохи, так называемого Сиддханта (санскр. Siddhāntas), также не полностью осведомлены о прецессиях и связанных с ними проблемами. Sūryasiddhānta — главная работа древнеиндийской астрономии — также страдает от тропически-сидерического противоречия. Она устанавливает зодиак по сторонам света тропического года и в то же время в лунных домах. Но в отличие от Yavanajātakam, Sūryasiddhānta преподает сидерические, а не тропические эфемериды. Краткий отрывок о прецессиях кажется интерполяцией. Прецессии никогда не используются в каких-либо астрономических расчетах в этой работе. Можно сказать, что Sūryasiddhānta подразумевает тропический взгляд, но практически это сидерическая система.

 

Только около 500 г. индийские наблюдатели неба стали замечать прецессии равноденствий. Варахамихира (Varāhamihira) отмечает, что согласно древним источникам, день летнего солнцестояния был в середине лунного дома Ашлеша (Āśleṣā, 23° 20' Рака), тогда как раньше это было в начале Рака. Его высказывание подтверждает, что Варахамихира уже выбрал сидерическое определение зодиака. Фактически в этом тексте мы находим первые робкие попытки отвязать зодиак от кардинальных точек года. Варахамихира ясно говорит, что день летнего солнцестояния точно не в начале Рака, а немного раньше. Однако он не называет причин, почему отдает предпочтение сидерическому зодиаку. Подобно эллинистическим астрологам, Варахамихира не обсуждает сидерическо-тропическую проблему. Почему? Разве он не знает, как рассмотреть ее?

 

Ариабхата I (Āryabhaṭa I), живший около 500 г. н. э., также знал о прецессиях. Тем не менее, кажется, что он был неспособен решить, нужно ли зодиак рассматривать как тропический или же сидерический. В 4-й главе своего знаменитого учебника Āryabhaṭīyam он описывает знаки от Овна к Деве как «северные», а другие — как «южные» — утверждение, которое правильно только в тропическом зодиаке. Далее он говорит, что кроме Солнца, Луны, планет и Лунных узлов, неподвижные звезды тоже движутся вдоль эклиптики. Таким образом, движение неподвижных звезд имеет место только в тропическом зодиаке, если его брать в качестве неподвижной системы отсчета. Однако, алгоритмы, используемые Ариабхатом для вычисления положения Солнца, Луны и планет, сидерические, и он не говорит, что нужно добавить прецессии (т. е. Ayanāṃśa) к этому положению. На практике, следовательно, Ариабхат придерживается сидерической системы. Надлежащее обсуждение проблемы не появляется ни в одном его тексте, и причина этого может быть в том, что время еще не пришло, т. к. точное значение прецессий еще не было известно. Кроме того, и астрономы того времени не знали, как рассматривать эту проблему. Поскольку решения проблемы не было, то получалось, что два зодиака примерно совпадали.

 

Кроме того, позднее, когда индийская астрономия прогрессировала дальше и скорость прецессий примерно была известна, астрологи не рассматривали использование тропического зодиака. Известный астроном и астролог Манджула (Manjula), живший в начале X века, автор очень ценной астрономической работы под названием Laghumānasa, соблюдает сидерический зодиак, то же самое происходит и с другими астрологами, работающими по его методике. Даже сегодня, после внедрения с Запада современных астрономических методов, индийская астрология соблюдает сидерический зодиак.

 

Тем не менее, вопрос относительно сидерического и тропического зодиака не имеют такой актуальности в Индии, как это было в Европе. Астрономически сидерический Овен не имеет ничего особенного. Нет ничего в этой области неба, что давало бы ему выдающееся положение над другими точками эклиптики, нет даже привлекательной яркой звезды. Несмотря на это древние индийские астрономы считают, что эта точка в небе была очень видна, это стало важным разделением в истории Вселенной. Поскольку верили, что в конце каждого периода все планеты собираются в этом месте и формируют точное соединение. Последнее такое великое соединение произошло в ночь на 17/18 февраля 3102 г. до н. э. (в пересчете на юлианский календарь), и это было начало железного века. Теперь древняя индийская модель прецессий, так называемая теория трепета, также описывает цикл, который начинается в ту же самую дату. Например, вариант Sūryasiddhānta’s трепета предполагает, что день весеннего равноденствия колеблется около сидерической точки Овна с циклом в 7200 лет с максимальным удлинением 27°. Таким образом, согласно этой теории день весеннего равноденствия колеблется назад и вперед между 27° Овна и 3° Рыб сидерического зодиака. В 3102 г. до н. э. в день весеннего равноденствия было соединение Солнца, Луны и всех планет в сидерической точке Овна. Потом она вошла бы в знак Овна, по истечении 3600 лет, в 499 г. нашей эры, снова вернулась к нулевой точке, а затем вступила в знак Рыб.

 

Сейчас, по данным современной астрономии, эти идеи, основанные на модели трепета процессий, неправильные. Не было такого великого соединения 17/18 февраля 3102 г. до н. э., и эта дата не имеет исторического значения вообще. Кроме того, день весеннего равноденствия не колеблется вперед и назад по некоторой фиксированной точке на эклиптике, а по всему зодиаку, и на довольно постоянной скорости. Тем не менее, следует отметить, что теория трепета объясняет, почему сидерический зодиак имеет смысл для индийских астрологов. Они придавали движению равноденствия как циклу второстепенное значение в великой эпохе. Следовательно, идеи сидерического зодиака должны были быть более убедительными для древних астрологов, чем тропический зодиак.

 

Из сказанного выше следует, что сидерическая нулевая точка имеет смысл только на основе древних индийских астрономических теорий, которые являются ошибочными с точки зрения современной астрономии:

  • — на основании теории трепета оказывается, что день весеннего равноденствия колеблется вокруг сидерической нулевой точки с амплитудой 27°;
  • — основана на идее, что в конце и начале каждого великой эпохи все планеты формируют великое соединение в сидерической нулевой точке.

 

После того как современная астрономия доказала, что эти два традиционных учения являются ошибочными, действие сидерического зодиака поставлено под сомнение. У сидерического зодиака нет больше практического применения.

 

 

Автор статьи на английском: Dieter Koch, Vedic Astrology — critically examined.

 

 

“Я должен признаться, что очень часто обнаруживал, что астрологические данные проясняют некоторые вещи, которые в противном случае оставались для меня непонятыми.”

Карл Юнг.
^Наверх