В середине 90-х гг. так называемая ведическая астрология пережила небывалый бум в Америке, а несколько позже — и в Европе. Индийские гуру и их западные последователи использовали не только сидерический Зодиак, но и другие методы индуистской астрологии, включая духовные понятия ведической культуры. Обозначив астрологию как «ведическую», т. е. связывая ее со священным писанием иудаизма, Ведами, они утверждают, что астрология имеет духовную подоплеку и в конечном счете восходит к божественному откровению. Кроме того, они склонны преподавать ведическую астрологию в рамках отношений гуру — ученик, где авторитет учителя и традиции играют очень большую роль, в отличие от западной астрологии. Именно поэтому ведическая астрология так уверенно претендует на превосходство своего учения над западным.
Тот, кто посмеет критиковать и подвергать сомнению ведическую астрологию попадет на идеологическое «минное поле». Многие ученые-индуисты видят в подходе западной науки к культуре, истории и священным текстам индусов только нападки на духовные традиции и национальную гордость. К сожалению, никто из них не хочет или не готов пока к трезвому и объективному диалогу: своим противникам они указывают на отсутствие компетентности, высмеивают их и обвиняют во лжи и желании разрушить индуистскую культуру. Другие избегают дискуссии, говоря, например, что «тексты Вед были написаны таким образом, что не могут быть интерпретированы». По крайней мере, так мне сказал один ученый индус, когда я только хотел обсудить проблемные места в ведическом писании. Западные последователи восточного учения, к сожалению, часто следуют такой же манере поведения.
Возникает непростая ситуация: в традиционном обучении в отношениях гуру и ученика недопустимо объективное обсуждение фактов. Изучение авторитетных текстов вовсе не означает, что их будут читать, обсуждать и интерпретировать! Вместо этого гуру преподают своим ученикам определенную идеологию и показывают, как эта идеология может быть «проверена», ссылаясь на авторитетные тексты, которые рассматриваются как божественное откровение. В этом процессе возникает «насилие» над самим текстом и бывает так, что его смысл превращается в прямо противоположный. Если студент понимает, что учение гуру находится в противоречии с Ведами, он, как ожидается, считает, что это противоречие только из-за его собственного ограниченного понимания вещей.
Различные традиции, которые основываются на одной и той же авторитетной работе, не обсуждаются друг с другом, — каждый делает свое дело. Они живут в непоколебимой уверенности в том, что обрели истинно духовный путь. Однако если их пути пересекаются, они часто относятся друг к другу без уважения, становятся агрессивны, подозрительны и насмехаются друг над другом. Замечу, что в то же самое время некоторые индийские гуру живут в «параллельных мирах» и ими не признаются даже самые очевидные филологические, исторические и астрономические факты. Западному обывателю это действительно трудно понять, потому что все ведические традиции говорят о том, что они учат познанию истины и божественного. Эти явления могут быть подробно изучены на многочисленных форумах, посвященных темам индийской астрологии, астрономии, индийского календаря, археологии и т. д. Поэтому очень сложно поддерживать беседу по существу с представителями индийских традиций.
Это и не входит в рамки данной статьи! Чтобы избежать всех ошибочных претензий индийских традиционалистов и их западных последователей, я ограничусь лишь несколькими ключевыми моментами.
Ведическая астрология и Веды
Сами индийцы свою астрологию не называют «ведической» и до недавнего времени этого термина совсем не использовали. Их традиционное выражение просто «jyotiṣam», т. е. «наука о свете». Термин «ведическая астрология» появился только в последние десятилетия в связи с вышеупомянутым бумом индуистской астрологии на Западе. Злые языки говорят, что термин был изобретен только потому, что ведическая, т. е. духовная, астрология лучше продается. На Западе это было сделано очень популярным и известным американским астрологом Дэвидом Фроули (David Frawley). Он пользуется всё большей популярностью даже среди своих индийских коллег.
Сегодня индийская астрология может быть ведической только в том, что она является частью ведических традиций, сами Веды — книга священных писаний индуизма (śrutiḥ) — не знают в астрологии такого направления. Астрологические отрывки этих текстов в основном описывают положение Луны в 27-е или 28-е лунные сутки, лунные фазы, солнцестояние и равноденствие. Такие астрономические наблюдения играли важную роль в ведическом ритуале жертвоприношения, но и они имеют скудные доказательства использования именно астрологических методов. Планеты в Ведах не берутся во внимание вообще, знаки Зодиака совершенно неизвестны, а натальный гороскоп, каким мы его знаем сегодня, никогда не упоминается. Аналогичная ситуация и в более поздних ведических текстах, например, в знаменитой эпопеи Махабхарата (санскр. महाभारत, Mahābhārata) «Великое сказание о потомках Бхараты». Эпопея содержит многочисленные календарные и астрономические подробности, рассказывает, в каком лунном месяце были определенные события, описывает лунные дома и фазы Луны, лунные затмения, реже — положение планет. Однако ни влияние знаков Зодиака, ни других элементов сегодняшней ведической астрологии никогда не упоминается.
В Vedāṅgajyotiṣa, самом древнем индийском астрономическом и календарном учебнике, знаки Зодиака также не упоминаются.
В Харивамша (санскр. हरिवंश, Harivaṃśa) и некоторых текстах пурана («древнее предание», жанр древнеиндийской поэзии) можно увидеть детали астрологической карты рождения Кришны. Традиция интерпретирует тексты таким образом: Кришна родился в месяце Шравана (Śrāvaṇa) во время сезона дождей, в полночь, в восьмую ночь после полнолуния, во время убывающего полумесяца с Луной в Рохини (Rohiṇī, т.е. в Тельце). Похоже, что текст исключает знаки Зодиака и точное положение планет. Кришна становится очевиден случайно — из-за убывающего полумесяца в полночь, поднимающегося на востоке. И только в конце становится ясно, что некоторая натальная астрология была известна этим текстам. Источники также сообщают, что все «огни» в момент рождения Кришны были в благоприятном положении.
Эпопея Рамаяна (санскр. रामायण, Rāmāyaṇa) тоже не знает знаков Зодиака, хотя в некоторых ее версиях есть астрологические данные о рождении Рамы (гл. 1:17): Луна и Юпитер поднимались в Раке и пять планет находились в экзальтации. Однако эту часть текста эпопеи нельзя назвать оригиналом, т. к. она появляется только в некоторых редакциях, и издание эпопеи нигде ее больше не публикует, кроме как в справочном материале. Таким образом, на нее действительно нельзя ссылаться как на оригинал текста ведической астрологии. На самом деле, индийская астрология была под сильным влиянием традиций эллинистической астрологии.
Еще один момент, заслуживающий внимания: сегодня в ведической астрологии календарный расчет сидерический, т. е. он игнорирует сезоны, равноденствия и солнцестояния. В древних ведических текстах, наоборот, большое значение придается сезонам на основе тропического года. Śatapathabrāhmaṇa (6.7.1.18) говорит, что год основан на сезонах. Согласно Aitareyabrāhmaṇa (18.18) день летнего солнцестояния является серединой года. Текст описывает способы определения даты солнцестояния по наблюдениям Солнца. Из Kauṣītakibrāhmaṇa (19.3) мы узнаем, что день зимнего солнцестояния произошел на новую Луну месяца Магха (санскр. माघ, Māgha). Во время солнцестояния приносились жертвы богам. Самый старый учебник Индии (Vedāṅgajyotiṣa 5ff.) учит, что начало месяца Магха точь-в-точь совпадает с зимним солнцестоянием и новолунием в начале лунного дома Dhaniṣṭhā.
Сегодня ведические традиции все это игнорируют. Они отмечают «северный путь» Солнца (uttarāyanam) не в его настоящую дату, 21 декабря, а в середине января, в день попадания Солнца в созвездие Козерога (makarasaṃkrāntiḥ). В настоящее время месяц Магха попадает на январь — февраль и не имеет больше ничего общего с зимним солнцестоянием. В результате, с точки зрения древней ведической религии, все религиозные праздники, ритуалы и жертвоприношения, связанные с календарной датой, отмечаются в «неправильные» дни. На самом деле это катастрофа, потому что ритуалы должны проводиться в их «правильные» даты для того, чтобы быть эффективными. Некоторые индийские ученые, среди них и Avtar Krishen Kaul, хорошо знают эту проблему и борются за тропические реформы ведического календаря.
Следует отметить, что в современной индийской астрологии Зодиак начинается с Овна, а лунный дом с Ашвини, а в ведических текстах лунный дом всегда начинался с Kṛttikā, который соответствует сидерическому Тельцу. Кроме того, Kṛttikā очень часто упоминается в Ведах как лунный дом — причина в том, что в древние времена, примерно с 2500 г. до н. э., день весеннего равноденствия приходился на этот лунный дом. В астрономических и астрологических текстах поздней античности лунный дом Ашвини (и Овен) были отправной точкой эклиптики, а причина была в том, что день весеннего равноденствия к тому времени переехал в этот дом Луны. Равноденствие и солнцестояние были помещены в начало Овна, Рака, Весов, Козерога. Кстати, точка весеннего равноденствия с тех пор пересекает весь лунный дом Ревати (Revatī) и в настоящее время находится в Уттарабхадра (Uttarabhādrā). Поэтому в настоящее время ведическая астрология работает с Зодиаком, который был определен в точках равноденствия более 1500 лет назад и никогда не обновлялся.
Из всего этого становится ясно, что даже при том, что мы не знаем многого об астрологии ведического периода, она, должно быть, радикально отличается от так называемой ведической астрологии, которую мы знаем сегодня.
Духовные притязания ведической астрологии также заслуживают замечаний. С точки зрения Веданты, т. е. духовного освобождения (mokṣaḥ), астрология абсолютно не важна. Кришна никогда не говорит в Бхагавадгите (Bhagavadgītā), что астрология необходима для достижения духовного освобождения. Согласно его словам, путь к освобождению состоит в действии, не направленном на плоды своих действий, где каждое действие задумано как жертва Богу. Индийская астрология сегодня в основном используется для разъяснения вопросов, касающихся мирских дел, направленных на земное благополучие. Согласно Бхагавадгите, этой же самой цели служат ведические ритуалы (Bhagavadgītā, 2.42ff.). Может быть, можно заниматься астрологией, как и любой другой деятельностью, в духовном отношении. Но те, кто ищет освобождения, должны выйти за рамки астрологических вопросов и следовать учению Бхагавадгите и Упанишады.
Еще хуже для ведической астрологии некоторые ведические тексты, рассматривающие астрологов «как нечистых людей». После «Законов Ману» людям, которые зарабатывают на жизнь с помощью астрологии, не разрешили присутствовать на ведических ритуалах. Бхишма (Bhīṣma), великий герой эпопеи Махабхараты (Mahābhārata), также считает астрологов среди «самых развратных из брахманов». Мало того, он считает позорным не только «зарабатывать себе на жизнь звездами», но и прогнозировать дату ритуала жертвоприношения.
Тем не менее, это не значит, что любой вид астрологии не приветствуется. Сам Кришна рекомендует начинать войну на новую Луну в лунном месяце Джьештха (хинди ज्येष्ठ, Jyeṣṭhā), потому что Джьештха «правит» богами Индра. В конце пятой — начале шестой книги эпопея сообщает о зловещих небесных предзнаменованиях, которые произошло незадолго до великого сражения, — затмения, метеориты и т. д. Нужно отметить, что все это несопоставимо с индивидуальным астрологическим прогнозированием. Скорее, это можно сравнить с астрологией в древней Месопотамии, где небесная конфигурация использовалась, чтобы сделать выводы о судьбе страны. Такие выводы были основаны не только на наблюдении за небесными телами, но и другими природными явлениями, такими как облачные образования, поведение животных, течение рек и т. д. Кроме того, в эпопее есть глава, которая рассказывает о том, какой подарок нужно сделать в то время, когда Луна проходит каждый лунный дом, и какая цель может быть достигнута таким образом. Другая глава объясняет, в каком лунном доме должны быть выполнены родовые обряды, чтобы они принесли пользу. Но все это не соответствует тому, что делают современные ведические астрологи. Никто из героев эпических произведений, независимо от того, насколько серьезны его жизненные проблемы, никогда не обращался за помощью к астрологу.
Читайте продолжение статьи:
Индийская ведическая астрология.
Автор статьи на английском: Dieter Koch, Vedic Astrology — critically examined.