Грозят ли перемены существующему Зодиаку?
Созвездие Змееносца — тринадцатое зодиакальное созвездие, по которому проходит Солнце в период с 30 ноября до 17 декабря. Современные астрономы, изучающие созвездие Змееносца, говорят о том, что оно занимает обширный регион экваториального неба, а площадь его гораздо больше, чем площадь созвездия Козерога, Весов или Рака. На звездном небосклоне тринадцатое созвездие находится после Скорпиона, а сразу за ним следует созвездие Стрельца. Несмотря на неоспоримые доказательства существования тринадцатого созвездия, астрологи совсем не торопятся включить тринадцатый знак Зодиака в уже существующий зодиакальный круг, и каждый находит этому свои объяснения.
Напомним, что в традиционной астрологии зодиакальный круг разделен на 12 равных секторов, каждый из которых составляет 30°, а точкой отсчета Зодиака принято считать не первую звезду в созвездии Овна, а точку положения Солнца в период весеннего равноденствия (20-21 марта). Получается, что если в существующий зодиакальный круг добавить знак Змееносца, то это повлечет за собой деление эклиптики на 13 частей и, следовательно, смещение остальных знаков Зодиака.
Кроме того, если знак Зодиака — это 1/12 часть эклиптики, границы которой строго определены во времени (например, Овен с 21 марта по 20 апреля, и так далее) и никогда не меняются, то вот астрономические созвездия имеют переменные размеры и, соответственно, не делят эклиптику на равные части. Выходит, что знаки Зодиака точно не соответствуют своим астрономическим созвездиям, а деление зодиакального круга на 12 равных частей носит условный характер и введено для удобства расчетов астрологов (J. Mitton, 1993, с. 416).
Говоря о двенадцатикратном делении Зодиака, следует обратиться к метафизической основе астрологии, в которой деление на сектора связано с числами 2 и 3. Метафизически, число 2 отождествляется с материей и женственностью, в широком смысле — это Инь. С духом и мужественностью принято связывать число 3 — это Ян. Диалектическая связь между Инь и Ян, или два и три, дает начало кратным этих чисел, которые приводят к двенадцатикратному делению эклиптики. Получается, что включение в зодиакальный круг знака Змееносец не позволит дальнейшему делению на 2 и 3, а метафизическая основа астрологии будет подорвана и перестанет отождествлять древнюю китайскую Даосскую мудрость: «Дао рождает одно. Один рождает два, два рождают три — три рождают все живое. Все вещи находятся в Инь и несут Ян. И они соединяются вместе в Ци бесчисленных энергий. (Дао Дэ Цзин, 1994, глава 42).
На сегодняшний день астрологи не пришли к единому мнению о временных рамках знака Змееносец, одни считают его с 17 по 27 ноября, другие — с 30 ноября по 17 декабря. Да и для практических предсказаний и контроля души приспособить пока этот знак тоже никак не получается, поскольку существующие двенадцать знаков Зодиака с этими задачами хорошо справляются. К тому же солнечный год содержит чуть более 364 дней, лунный месяц — чуть более 29 дней. Чтобы примерить эти цифры, древние астрономы уже разрабатывали календарь, равный тринадцати месяцам, каждый из которых составлял 28 дней, то есть 4 недели ровно, где тринадцать месяцев года точно соответствовали определенному знаку Зодиака. Но по этому календарю происходила ежемесячно потеря времени, и его пришлось модернизировать, убрав тринадцатый знак, это и был знак Зодиака Змееносец. Подтверждение о существовании тринадцатого знака можно найти в работах древнего астролога Птолемея Александрийского, в которых знак Змееносца носит название Ophicius (по-гречески) или Serpentarius (по-латыни).
Возвращаясь же к спорам о необходимости использования зодиакального знака Змееносец, хочу сказать, что надо взять во внимание неудачный опыт внедрения тринадцатого знака древними греками, а значит, оставить все как есть.
Авторы и их работы, упомянутые выше:
- Edward Gillam. Signs and Constellations: The Origin of the Illusory 'Thirteenth Sign' Debate.
- J. Mitton (1993) The Penguin Dictionary of Astronomy. Harmondsworth: Penguin Books.
- P. Moore (2001) Phillip's Guide to Stars and Planets. London: Chancellor Press.
- Tao Te Ching (1994) Tr. Man-Ho Kwok, Martin Palmer, Jay Ramsay. Shaftesbury, Dorset: Element Books.